Последние изменения

Внесены изменения в О рассмотрении проектов ГОСТ до 01.12.2017
2017-11-20 09:02:12
Внесены изменения в 
2017-11-20 09:02:00
Отправлено в архив О рассмотрении проектов ГОСТ до 17.11.2017
2017-11-20 09:01:50
Внесены изменения в Контактная информация
2017-11-16 14:55:56
Внесены изменения в Для чего нужна добровольная сертификация
2017-11-13 14:41:58
Отправлено в архив О рассмотрении проектов ГОСТ до 08.11.2017
2017-11-13 14:40:24
Отправлено в архив C 6 по 12 ноября проходит Европейская неделя качества
2017-11-13 14:40:15
Отправлено в архив Прямые тематические телефонные линии с должностными лицами Гродненского ЦСМС
2017-11-13 14:40:11
Внесены изменения в Перечень административных процедур, осуществляемых государственными организациями, подчиненными Государственному комитету по стандартизации, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
2017-11-08 11:17:11
Отправлено в архив О рассмотрении проектов ГОСТ до 30.10.2017
2017-11-01 09:48:34


Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
http://center.gov.by/











Погода Гродно

Первичный сертификационный аудит: 1 и 2 этап аудита
 
Сертификационный аудит состоит из двух этапов.
Первый этап аудита включает:
- анализ документации системы менеджмента организации-заказчика;
- сбор необходимой информации относительно области применения системы менеджмента, процессов и месторасположения заказчика,
- сбор информации, относящейся к законодательным и обязательным требованиям, распространяющимся на деятельность организации-заказчика и соответствия им;
- сбор информации о результатах проверок надзорными органами;
- оценку того, были ли спланированы и проведены внутренние аудиты и анализ со стороны руководства, и что уровень реализации системы менеджмента подтверждает готовность заказчика к проведению второго этапа аудита.
- выявление проблемных областей, которые могут быть классифицированы на втором этапе как несоответствия;
- выявление наиболее важных аспектов деятельности организации-заказчика для результативного планирования аудита на втором этапе;
- оценку уровня внедрения системы управления и сбор достаточных оснований, свидетельствующих о готовности организации-заявителя к проведению аудита на втором этапе.

Аудит на первом этапе проводится с обязательным посещением организации-заявителя. Началом работ по проведению первого этапа аудита является разработка плана аудита в соответствии с п. 6.3.2.

Аудит на первом этапе включает:
- предварительное совещание на начале аудита;
- анализ документов системы управления организации-заявителя;
- сбор и верификация информации;
- получение свидетельств аудита и подготовку выводов;
- заключительное совещание по итогам аудита;
- подготовка отчета по аудиту на первом этапе.

Предварительное совещание проводится руководителем команды по аудиту с руководством организации-заявителя и лицами, ответственными за процесс, функции, которые будут проверяться в процессе аудита.

Анализ документов системы управления включает проверку:
- исходной информации и анкеты-вопросника;
- руководства по системе управления;
- документов системы управления;
- документов, необходимых организации для обеспечения результативного функционирования системы управления;
- результатов внутренних аудитов;
- результатов анализа со стороны руководства.
При необходимости команда по аудиту может запросить дополнительную документацию.
Анализ документов проводится с учетом следующих требований:
- ТНПА на систему управления (СТБ ISO 9001, СТБ 18001, СТБ ИСО 22000, СТБ 1470);
- НПА и ТНПА, касающихся деятельности организации в заявленной области применения системы управления;
- ТНПА на продукцию (работу/услугу);
- сведений о соответствии с продукции (работы/услуги) установленным требованиям (о воздействии на окружающую среду, о состоянии охраны труда), полученным из других источников.

Сбор информации по аудиту осуществляется методом опроса персонала, наблюдения за деятельностью, анализа записей и документации. Свидетельством аудита является только верифицированная информация.

По результатам аудита на первом этапе руководитель команды по аудиту проводит заключительное совещание с руководством организации-заявителя и участниками аудита.
На заключительном совещании руководству организации- заявителя доводятся результаты анализа документов и проблемные области, а также заключение о готовности организации ко второму этапу.
По результатам аудита первого этапа не позднее 14 дней после заключительного совещания составляется отчет в двух экземплярах и предоставляется организации-заявителю.
В отрицательном случае заказчику предлагается доработать систему менеджмента, представить в орган по сертификации информацию о выполненных мероприятиях.
После получения от организации-заявителя информации об устранении выявленных проблемных областей и замечаний к документам системы управления и предоставления документов, подтверждающих устранение, эксперты-аудиторы аудиторы анализируют результаты устранения.
При не устранении несоответствий в течение 90 дней работы по сертификации системы управления прекращаются.

Второй этап аудита заключается в оценке степени внедрения и соответствия системы менеджмента требованиям, установленным в ТНПА на систему и документах системы менеджмента заказчика, включая ее результативность.
Второй этап аудита начинается в течение 90 календарных дней со дня окончания первого этапа аудита.
Второй этап аудита проходит в офисе организации и на производственных площадках заказчика. По результатам второго этапа заказчику представляется отчет с заключением о степени соответствия (несоответствия) системы менеджмента требованиям ТНПА на систему менеджмента.
Отчет по второму этапу аудита составляется в двух экземплярах: один остается в органе по сертификации, второй передается организации-заказчику не позднее 15 рабочих дней после завершения второго этапа аудита.
Если по результатам аудита системы менеджмента выявляются несущественные несоответствия, заказчик должен разработать адекватные корректирующие действия и согласовать их с органом по сертификации.
Срок устранения несоответствий 30 календарных дней со дня окончания второго этапа аудита.

Началом работ по аудиту на втором этапе является разработка руководителем команды по аудиту плана аудита. Разработка плана аудита на втором этапе проводится с учетом результатов аудита на первом этапе. Второй этап начинается в течение 90 календарных дней со дня окончания первого этапа аудита.
Для ведения записей в ходе аудита команда по аудиту готовит рабочие документы.
Сертификационный аудит системы управления на втором этапе включает:
- предварительное совещание в начале аудита;
- сбор и верификацию информации (контрольные листы);
- получение свидетельств аудита и подготовку выводов;
- подготовку заключения по результатам аудита (оформление протоколов несоответствий и/или аспектов для улучшения);
- заключительное совещание по итогам второго этапа аудита;
- подготовку отчета по второму этапу.
Выявленные в процессе проведения аудита несоответствия оформляются протоколами.
При определении несоответствия команда по аудиту учитывает их влияние на систему управления, качество продукции, работ, услуг, а также является ли несоответствие единичным случаем или систематическим несоблюдением требований.
Несоответствия могут быть классифицированы командой по аудиту как существенными так и несущественными в соответствии с определениями ТКП 5.1.05 п. 5.5.2.14. Существенные несоответствия не допускаются.
Выявленные аспекты для улучшения деятельности оформляются аспектами для улучшения. Реализация аспектов для улучшения деятельности проверяется при последующем аудите организации-заявителя.
В случае невыполнения мероприятий по реализации аспектов для улучшения по решению руководителя команды по аудиту они могут быть переведены в несоответствия.
На основании результатов анализа выявленных несоответствий командой по аудиту подготавливается заключение о степени соответствия (несоответствия) системы управления требованиям ТНПА на систему управления.
Система управления признается соответствующей ТНПА на систему управления, если:
- несоответствия отсутствуют;
- имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы команды по аудиту или в течение 30 дней со дня их выявления.
Система управления признается не соответствующей ТНПА, если обнаружено хотя бы одно существенное несоответствие и несущественные несоответствия. В этом случае принимается отрицательное решение по результатам аудита сертификации системы управления.
По результатам второго этапа аудита руководитель команды по аудиту проводит заключительное совещание с руководством организации участниками аудита. По результатам аудита системы управления с учетом результатов заключительного совещания команда по аудиту готовит отчет по второму этапу аудита.
Отчет по второму этапу аудита составляется в двух экземплярах: один остается в органе по сертификации, второй передается организации-заявителю не позднее 15 рабочих дней после завершения второго этапа аудита.
В случае не устранения организацией-заявителем несущественных несоответствий в течение 30 дней со дня окончания второго этапа аудита система управления признается не соответствующей ТНПА на систему управления.
3.10 После получения уведомления организации-заявителя об устранении выявленных несоответствий команда по аудиту анализирует представленные доказательства коррекции и корректирующих действий, делает отметку об устранении в протоколах несоответствия. При необходимости осуществляется выход на предприятие, в этом случае оформляется договор по проверке устранения несоответствий.
Оригиналы протоколов остаются в органе по сертификации, копии передаются организации-заявителю.
Решение о выдаче сертификата соответствия принимается на Управляющем совете органа по сертификации систем управления на основании информации, представленной руководителем команды по аудиту.
Информация, представленная командой по аудиту для принятия решения о сертификации включает:
- отчеты по первому и второму этапу аудитов;
- сведения о коррекциях и корректирующих действиях, предпринятых организацией;
- рекомендации о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.
По результатам решения Управляющего совета органа по сертификации систем управления оформляется в соответствии с приложением Д ТКП 5.1.05 сертификат на систему управления.
Дата вступления в силу сертификата соответствия не должна быть ранее даты принятия решения о сертификации советом по сертификации органа по сертификации.
Регистрация сертификатов соответствия осуществляется в соответствии с ТКП 5.1.10 в реестре Национальной системы подтверждения Республики Беларусь.
После получения от уполномоченной организации информации о присвоении проекту сертификата соответствия регистрационного номера оформляется сертификат соответствия на специальных защищенных бланках установленного образца.
Сертификаты соответствия подписывает руководитель органа по сертификации. Ксерокопии подписанных руководителем органа сертификатов соответствия на русском (и английском) языке высылается в уполномоченную организацию.
Орган по сертификации, согласно заключенному договору с БелГИСС, ежемесячно передает информацию для включения в централизованную базу данных Реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь систем управления.
При выдаче сертификата соответствия на систему управления с организацией-заявителем заключается соглашение по сертификации (приложение Е ТКП 5.1.05).

Условия выдачи сертификата соответствия
Сертификат соответствия выдаётся заказчику при выполнении следующих обязательных условий:
- проведены первый и второй этапы аудита, имеются все необходимые свидетельства соответствия;
- все несоответствия, установленные в ходе аудита, устранены, и заказчик предоставил в орган по сертификации объективные доказательства их устранения;
- заказчик полностью выполнил свои договорные обязательства перед органом по сертификации;
- результаты аудита проверены, представлены на Управляющий совет органа по сертификации и утверждены руководством органа по сертификации.
Дата вступления в силу сертификата соответствия не должна быть ранее даты принятия решения о сертификации Управляющим советом по сертификации органа по сертификации.
Регистрация сертификатов соответствия осуществляется в соответствии с ТКП 5.1.10 в реестре Национальной системы подтверждения Республики Беларусь.
После получения от уполномоченной организации информации о присвоении проекту сертификата соответствия регистрационного номера оформляется сертификат соответствия на специальных защищенных бланках установленного образца.
Сертификат оформляется на русском и английском языках и действителен в течение трёх лет.
Сертификаты соответствия подписывает руководитель органа по сертификации. Ксерокопии подписанных руководителем органа по сертификации сертификатов соответствия на русском (и английском) языке высылаются в уполномоченную организацию.
Вместе с сертификатом соответствия на систему менеджмента сертифицированному заказчику выдается соглашение по сертификации и предоставляется право применения знака сертификации.
В случае не устранения организацией-заказчиком несущественных несоответствий в течение 30 дней со дня окончания второго этапа аудита система менеджмента признается не соответствующей ТНПА на систему менеджмента.
Орган по сертификации, согласно заключенному договору с БелГИСС, ежемесячно передает информацию для включения в централизованную базу данных Реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь систем менеджмента.

Использование сертификатов соответствия и знака сертификации
Сертифицированный заказчик не имеет права изменять, модифицировать, портить или уничтожать сертификат соответствия.
Сертифицированный заказчик должен соблюдать требования применения знака сертификации, установленных в Соглашении по сертификации.
Орган по сертификации контролирует и, при необходимости, принимает меры в случае неправильной ссылки на статус сертификации или при неправильном использовании сертификата соответствия, знака сертификации
2015-09-15